Безопасность детей
Безопасность детей
Детский травматизм
До настоящего времени, к сожалению, сохраняется высокий уровень детского травматизма, приводящего к смертельным исходам.
По данным Росстата: > травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних факторов занимают первое место (до 30 %) в структуре смертности детей от 0-17 лет.
По данным федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения: > ежегодно медицинские организации России регистрируют более 3 млн детских травм.
Таким образом, каждый девятый ребенок в возрасте от 0-17 лет обращается за медицинской помощью по поводу травм.
Знание основ профилактических мероприятий способно предотвратить тяжелую инвалидность и смертельный исход у детей.
Педагогические работники, родители должны прививать детям навыки безопасной жизнедеятельности, объяснять и проводить профилактические мероприятия, направленные на профилактику детского травматизма.
Ожоги - очень распространенная травма у детей. • держите детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард; • храните в недоступных для детей местах легковоспламеняющиеся жидкости, а также спички, зажигалки, бенгальские огни, петарды; • причиной ожога ребенка может быть горячая жидкость (в том числе еда), обращайте на это внимание во время приема пищи детей; • оберегайте ребенка от солнечных ожогов, солнечного и теплового «удара».
Кататравма (падение с высоты) – нередкая причина тяжелейших травм, приводящих к инвалидизации или смерти. • не разрешаете детям «лазить» в опасных местах (лестничные пролеты, крыши, гаражи и др.); • устанавливайте надежные ограждения, решетки на ступеньках, лестничных пролетах, окнах и балконах. >
Помните – противомоскитная сетка не спасет в этой ситуации и может только создавать ложное чувство безопасности; • Открывающиеся окна и балконы должны быть абсолютно недоступны детям.
Утопление – в большинстве случаев страдают дети от 13-17 лет из-за неумения плавать.
• взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять их без присмотра вблизи водоемов;
• дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды;
• учите детей плавать, начиная с раннего возраста;
2 • дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых;
• обязательно используйте детские спасательные жилеты соответствующего размера – при всех вариантах спортивных мероприятий, отдыха на открытой воде;
• правильно выбирайте водоем для плавания и учите этому детей – только там, где есть разрешающий знак.
Помните – практически все утопления детей происходят в летний период.
Удушье (асфиксия) - • во время еды нельзя отвлекать ребенка – смешить, играть и др.
Необходимо соблюдать принцип «Когда я ем, я глух и нем», особенно в случаях, когда прием пищи происходит в организованных коллективах при скоплении детей;
• нужно следить за детьми во время еды.
Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое может привести к смерти.
Отравления - • отбеливатели, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть ребенка. Яды, и отдельные химические вещества бывают опасны не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.
Особую осторожность необходимо соблюдать на уроках химии!
• ядовитые вещества, медикаменты, кислоты, щелочи должны храниться в плотно закрытых маркированных контейнерах, в абсолютно недоступном для детей месте;
• следите за детьми при проведении мероприятий на природе, прогулках и походах в лес:
ядовитые грибы и ягоды – возможная причина тяжелых отравлений;
• отравление угарным газом: крайне опасно для детей и нередко сопровождается смертельным исходом – неукоснительно соблюдайте правила противопожарной безопасности во всех местах пребывания детей, особенно там, где есть открытый огонь.
Поражения электрическим током –
• дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки – их необходимо закрывать специальными защитными накладками;
• электрические провода (особенно обнаженные) должны быть недоступны детям;
• учите детей, что нельзя приближаться к лежащему на земле электропроводу ближе 8 метров.
Дорожно-транспортный травматизм – является причиной около 20 % смертельных случаев от общего числа травм.
• Детей с раннего возраста необходимо обучать правильному поведению на дороге, в машине и общественном транспорте, а также обеспечивать безопасность ребенка во всех ситуациях;
• детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом;
• с учетом возраста ребенка при перевозке в автомобиле, автобусе и других транспортных средствах передвижения необходимо использовать специальные кресла и ремни безопасности.
На одежде ребенка, ранце, портфеле желательно иметь специальные светоотражающие нашивки.
Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной смерти и травматизма среди детей среднего и старшего возраста.
• дети должны быть обучены безопасному поведению при езде на велосипеде;
• дети должны в обязательном порядке использовать защитные шлемы и другие приспособления., в том числе при проведении спортивных мероприятий в образовательных организациях.
Травмы на железнодорожном транспорте – нахождение детей в зоне железной дороги может быть смертельно опасно. > строжайшим образом запрещайте подросткам кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов и объясняйте им опасность такого поведения.
Так называемый «зацепинг», в конечном итоге – практически гарантированное самоубийство.
Помните сами и постоянно напоминайте детям, что СТРОГО запрещается, в том числе при проведении выездных мероприятий:
• посадка и высадка на ходу поезда;
• высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда;
• оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах;
• прыгать с платформы на железнодорожные пути;
• устраивать на платформе различные подвижные игры;
• подходить к вагону до полной остановки поезда;
• на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь;
• проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, неспециализированным для перехода пешеходов;
• переходить через железнодорожные пути перед близко стоящим поездом;
• игры детей на железнодорожных путях запрещаются;
• подниматься на электроопоры;
• ходить в районе стрелочных переводов, так как это может привести к тяжелой травме.
В настоящей памятке представлены основные принципы профилактики травматизма у детей школьного возраста в различных ситуациях, которые могут возникнуть в образовательной организации.
Некоторые из перечисленных в памятке ситуаций обычно не возникают или возникают редко в стенах образовательных организаций.
Однако они могут иметь место при выездных/досуговых мероприятиях, организованных образовательной организацией, поэтому и в этих случаях необходимо обеспечить безопасность детей.
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив МКДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав МКДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ.
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара.